Интерну

Жантелиева Ляззат Асановна
Руководитель отдела интернатуры
д.м.н., доц., врач высшей категории

Добро пожаловать в интернатуру КРМУ!

  • Об отделе
  • Инструктивное письмо №10
  • Введение
  • Структура учебно-методического комплекса
  • Структура силлабуса
  • Контрольно-измерительные средства для оценки знаний, умений и навыков
  • Индивидуальный план интерна
  • Дневник прохождения интернатуры

Интернатура – это форма клинической подготовки студентов медицинских высших учебных заведений, осуществляемая высшими организациями медицинского образования.

Задача интернатуры – подготовка специалистов для практического здравоохранения и для дальнейшего обучения в резидентуре по отдельным специальностям.

Подготовка осуществляется по следующим специальностям: врач общей практики, терапевт, хирург, акушер-гинеколог, педиатр, стоматолог.

Обучение интернов осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании», программа обучения представлена обязательным минимумом профессиональной образовательной программы по конкретной врачебной специальности.
 

Что нужно знать:

  • Учебный год состоит из 36 недель (3240 часов), а для интернов по специальности «стоматология» (1620 часов), который включает в себя теоретическую, клиническую подготовку и каникулы продолжительностью не менее 8 недель между академическими годами. 
  • Недельная учебная нагрузка интерна составляет 36 академических часов и 18 академических часов самостоятельной работы в клинике. Содержание самостоятельной работы интерна в клинике определяется типовой учебной программой по специальности.
  • Объем лечебно-профилактической работы интерна составляет до 50% нагрузки врача-ординатора по специальности.
  • Академический час равен 1 контактному часу (50 минутам).
  • Итоговая аттестация продолжительностью 4 недели (144 ч.). 
  • Учебная неделя состоит из 45 часов (5 дневная рабочая неделя), 1/3 часть которых приходится на самостоятельную работу интернов в клинике

Инструктивное письмо №10

ВВЕДЕНИЕ
Интернатура является формой клинической подготовки студентов медицинских высших учебных заведений, осуществляемая высшими организациями медицинского образования.

Основной задачей обучения в интернатуре является подготовка специалистов для дальнейшего обучения в резидентуре по отдельным специальностям, за исключением подготовки врачей общей практики. Обучение интернов осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании», в программе обучения должен быть представлен обязательный минимум профессиональной образовательной программы по конкретной врачебной специальности.

В связи с введением в образовательный процесс государственного образовательного стандарта (ГОСО РК 3.07.475-2006), предусматривающего двухгодичное обучение в интернатуре по специальностям: хирургия, внутренние болезни, педиатрия, акушерство и гинекология, общая врачебная практика, гигиена и эпидемиология (5+2) и одногодичное обучение по специальности «стоматология» (5+1) созданы типовые учебные программы.

Учебный год для интернов по специальностям: хирургия, внутренние болезни, педиатрия, акушерство-гинекология, гигиена и эпидемиология состоит из 36 недель (3240 часов); для интернов по специальности «стоматология» (1620), включает в себя теоретическую, клиническую подготовку и каникулы продолжительностью не менее 8 недель между академическими годами. Академический час равен 1 контактному часу (50 минутам)

Итоговая аттестация продолжительностью 4 недели (144 ч.). Учебная неделя состоит из 45 часов (5-6 дневная рабочая неделя), 1/3 часть которых приходится на самостоятельную работу интернов в клинике.

Цель интернатуры: подготовка специалиста отвечающего требованиям профессионального образовательного стандарта, владеющего требуемым обязательным объемом знаний, умений и практических навыков для проведения диагностических, лечебных, неотложных, реабилитационных и профилактических мероприятий.

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ/ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-методический комплекс специальности/дисциплины (УМКС/УМКД) – набор основных учебно-методических документов, необходимых для полноценной реализации процесса обучения по конкретной специальности/дисциплине. УМКС включает в себя следующие разработки:

1. Типовая учебная программа
2. Рабочая программа
2.1 Рабочая программа по модулям, состоящими из нескольких дисциплин
2.2 Рабочая программа по дисциплинам, не входящие в модули
2.3 Рабочая программа по элективным дисциплинам
3. Силлабус
4. Каталог элективных дисциплин по специальности
5. Контрольно-измерительные средства
6. Индивидуальный план интерна
7. Дневник прохождения интернатуры

Учебно-методический комплекс специальности/дисциплины утверждается на заседании кафедры, согласуется с учебно-методической комиссией и утверждается УМО вуза.

1. Типовая учебная программа
Типовая учебная программа (ТУП): документ, в котором определяется содержание образовательной программы по конкретной специальности (дисциплине) типового учебного плана, утверждаемый уполномоченным органом. Эта программа определяет по каждой дисциплине обязательного компонента содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению.

2. Рабочая учебная программа
Рабочая учебная программа (РУП): основной учебно-методический документ модуля/дисциплины, разрабатываемый на основе типовой учебной программы, учитывающие условия конкретной профессиональной деятельности, цели и задачи, краткое содержание, тематический план, задания самостоятельной работы интерна (СРИ), критерии оценки знаний, список литературы. Рабочая программа предназначена для преподавателей.

2.1 Рабочая учебная программа по модулю
Рабочая учебная программа по модулю (РУП по модулю)- документ, разрабатываемый и утверждаемый организацией образования, включающий интегрирующую дисциплину с описанием всех дисциплин, входящих в модуль.

Модули – автономные учебные единицы, представляющие собой завершенные по времени и содержанию блоки, которые определены и систематически организованы через ECTS и ожидаемые результаты обучения

ECTS – Европейская система переводных зачетных единиц, отражают трудоемкость работы интерна, необходимую для освоения модуля

Ожидаемые результаты обучения по модулю – перечень компетенции (знания, умения, навыки), которыми интерны должны овладеть по окончании модуля.

Один модуль может состоять из одной дисциплины или нескольких дисциплин:

  • Большие по содержанию, но завершенные во временном и содержательном плане дисциплины представлены как один модуль
  • Небольшие по содержанию и взаимно дополняющие друг друга дисциплины объединены в один модуль
  • Несколько дисциплин в составе одного модуля, состоящие из родственных и смежных дисциплин (далее составные компоненты).

Родственные дисциплины обеспечивают преемственность учебной программы и представляют различные уровни одной дисциплины.

Смежные дисциплины обеспечивают междисциплинарность модуля и направлены на формирования широкого спектра необходимых компетенций, выходящих за рамки одного модуля.

Если модуль состоит из нескольких дисциплин, то определяется доля каждого компонента в процентном выражении к общему количеству учебных часов, определенных в ТУПе.

Объем одного модуля зависит от трудозатрат работы интерна.

Модуль, объединяющий несколько взаимосвязанных между собой дисциплин, одна из которых является пререквизитом другой, изучается последовательно.

  • Наименование вуза
  • Специальность
  • Название модуля
  • Объем учебных часов
  • Цель модуля
  • Задачи
  • Перечень дисциплин, входящих в модуль, и количество часов каждой дисциплины
  • Протокол согласования между дисциплинами, входящими в модуль
  • Методология преподавания (курация больных, учебные истории болезни, малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д.)
  • Тематические планы занятий по каждой дисциплине, входящей в модуль: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, самостоятельной работы интерна).
  • Самостоятельная работа интерна (СРИ)

Самостоятельная работа интерна (СРИ) – внеаудиторная работа, выполняемая интерном самостоятельно по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями; контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, презентаций, отчетов и других форм контроля знаний.

При подготовке в интернатуре предусмотрены два вида самостоятельной работы интерна:

  • Самостоятельная врачебная работа интерна в учебное время 
  • Внеаудиторная самостоятельная деятельность врача-интерна.

Самостоятельная работа врача-интерна в учебное время (СРИ):

работа в отделении: участие в курации больных, во внутрибольничных и патологоанатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях в приемных отделениях и отделениях интенсивной терапии, дежурства по больнице (клинике), участие на консилиумах, консультациях тяжелых больных во внеурочное время

  • подготовка больного к клиническому разбору, обходу заведующего кафедрой, профессора или доцента
  • подготовка тематических сообщений для врачебных конференций 
  • ведение медицинской документации
  • участие в профосмотрах и диспансеризации больных
  • выполнение санитарно-просветительной работы, в обязательном для врача объеме
  • участие в СНО кафедры, выступления на научных конференциях 
  • участие в научно-практических конференциях, симпозиумов и др.

Внеаудиторная самостоятельная деятельность врача-интерна:

  • работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинских порталов сети Интернет
  • изучение основ медицинской статистики и отчетности
  • совершенствование навыков работы с персональным компьютером.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа оценивается по результатам выполнения проекта, реферата, презентации и т.д., подготовленной интерном по темам, определяемые кафедрой.

Обучение с выездом в региональные клиники: по усмотрению ВУЗа врачи-интерны часть обучения в интернатуре могут проходить подготовку в форме выездной практики. Теоретическая подготовка на выездной практике проводится под руководством наставника.

По возвращении с выездной практики на кафедру интерны должны представить отчет (портфолио), включающий:

  • характеристику, подписанную зам. главного врача и зав. отделением клинической базы и заверенную печатью клиники 
  • подписанный куратором клинической базы список практических навыков, освоенных интерном 
  • отчет о выполнении СРИ
  • отчетную документацию (дневники)
  • чек-листы по всем видам учебной деятельности

Литература основная и дополнительная

Контрольно-измерительные средства для оценки знаний, умений и навыков по модулю: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, промежуточный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий, штрафные санкции, правила апелляции итоговой оценки

2.2 Рабочая учебная программа по дисциплине, не входящей в модуль

Рабочая учебная программа по дисциплине, не входящей в модуль (РУП по дисциплине): документ, разрабатываемый и утверждаемый организацией образования для профилирующей дисциплины, не входящей в модуль

  • Наименование вуза
  • Специальность
  • Название дисциплины
  • Объем учебных часов
  • Цель
  • Задачи
  • Методология преподавания (курация больных, учебные истории болезни, малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д.)
  • Тематические планы занятий по дисциплине: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, самостоятельной работы интерна).
  • Задания самостоятельной работы (включает в себя самостоятельную работу интерна и подразумевает участие в курации больных, во внутрибольничных и патологоанатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях в приемных отделениях и отделениях интенсивной терапии, в хирургических оперативных вмешательствах во внеурочное время, дежурства по больнице (клинике), участие на консилиумах, консультациях тяжелых больных во внеурочное время. СРИ неклинических специальностей включает подготовку рефератов и докладов, работу в библиотеке, в Интернете, участие в научных и практических конференциях, работа по пропаганде здорового образа жизни среди больных и.т.д.)
  • Литература основная и дополнительная
  • Контрольно-измерительные средства для оценки знаний, умений и навыков по дисциплине: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, промежуточный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий, штрафные санкции, правила апелляции итоговой оценки

2.3 Рабочая учебная программа по элективным дисциплинам

  • Рабочая учебная программа по элективным дисциплинам – документ, разрабатываемый и утверждаемый организацией образования для элективных дисциплин.
  • Наименование вуза
  • Специальность
  • Название элективной дисциплины
  • Объем учебных часов
  • Пояснительная записка (актуальность)
  • Цель
  • Задачи
  • Методология преподавания (курация больных, учебные истории болезни, малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д.)
  • Тематические планы занятий по дисциплине: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, самостоятельной работы интерна).
  • Задания самостоятельной работы (включает в себя самостоятельную работу интерна и подразумевает участие в курации больных, во внутрибольничных и патологоанатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях в приемных отделениях и отделениях интенсивной терапии, в хирургических оперативных вмешательствах во внеурочное время, дежурства по больнице (клинике), участие на консилиумах, консультациях тяжелых больных во внеурочное время.
  • СРИ неклинических специальностей включает подготовку рефератов и докладов, работу в библиотеке, в Интернете, участие в научных и практических конференциях, работа по пропаганде здорового образа жизни среди больных и.т.д.)
  • Литература основная и дополнительная
  • Контрольно-измерительные средства для оценки знаний, умений и навыков по дисциплине: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, промежуточный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий, штрафные санкции, правила апелляции итоговой оценки

СТРУКТУРА СИЛЛАБУСА
(рабочая программа для интернов)
Силлабус (Syllаbus) – учебная программа дисциплины для интерна, выдается каждому из них на руки перед началом изучения и включает в себя описание изучаемого модуля или отдельной дисциплины, цели и задачи, краткое ее содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультации, требования преподавателя, критерии и правила оценки, расписание промежуточного и итогового контроля, критерии правила оценки, расписание промежуточного и итогового контроля и список литературы.

  • Наименование вуза
  • Специальность
  • Название дисциплины
  • Объем учебных часов
  • Сведения о преподавателях: список, степени и должности,
  • приоритетные научные интересы, достижения и др.
  • Контактная информация: место нахождения кафедры (адрес, корпус,
  • аудитория), телефоны, электронный адрес
  • Политика и процедуры: общие требования кафедры, предъявляемые к
  • интерну в процессе обучения, штрафные меры при невыполнении
  • разделов работы и т.д.
  • Задания самостоятельной работы
  • Литература основная и дополнительная
  • Шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, промежуточный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРИ)

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Контроль обучения является составной частью обучения и представляет собой определение и выражение степени усвоения обучающимися знаний, умений и навыков, установленных целями и реализуемых программой обучения. Для определения уровня знаний, умений и навыков интернов, а также для контроля за ходом усвоения учебного материала проводится текущий, промежуточный, итоговый контроль знаний с использованием современных методов измерения. По окончании интернатуры проводится Государственная аттестация интернов.

Текущий контроль - систематический контроль в течение академического периода за посещением и выполнением заданий по всем видам теоретического обучения: лекций, практических занятий, самостоятельной работы и.т.д. По результатам текущего контроля интерн допускается к сдаче промежуточного или итогового контроля.

Промежуточный контроль – контроль учебных достижений интерна после прохождения каждого модуля. Промежуточный контроль проводится в виде единого комплексного тестирования по всем профилирующим дисциплинам, входящим в модуль (результат тестирования 49% и ниже считается неудовлетворительной оценкой)

Итоговый контроль (экзамен) – оценка учебных достижений интерна, проводимая после изучения профилирующей дисциплины. Форма проведения определяется вузом (устный экзамен, оценка практических знаний и умений, клинический экзамен). Допуском к сдаче экзамена по профилирующей дисциплине, входящей в модули, является положительный результат итогового контроля всех модулей, в состав которых входила данная дисциплина. Итоговым контролем по дисциплине, не вошедшей в модуль, является экзамен, формат которого определяется вузом: устный экзамен или тестирование (результат тестирования 49% и ниже считается неудовлетворительной оценкой), прием практических навыков, клинический экзамен. Итоговым контролем по элективным дисциплинам является зачет.

Итоговая государственная аттестация интерна - процедура, проводимая с целью определения степени соответствия знаний, умений, навыков и компетенций, полученных интернами, требований государственных общеобязательных стандартов образования специальностей интернатуры в виде комплексного экзамена. Допуском к итоговой аттестации интерна является положительные результаты экзаменов по всем дисциплинам, предусмотренным в ГОСО-2006г.

Государственная аттестация состоит из трех этапов: 

  • итоговое аттестационное тестирование 
  • оценка практических знаний и умений;
  • клинический экзамен

По итогам государственной аттестации интерну выдается удостоверение специалиста вместе с транскриптом.

Транскрипт (академическая справка) - документ, установленной формы, содержащий перечень пройденных дисциплин по модулю за соответствующий период обучения с указанием часов и оценок в буквенном и цифровом выражении.

В зависимости от формы проведения оценки следует располагать следующими контрольно-измерительными средствами:

  • Тесты
  • Вопросы зачета, экзамена
  • Ситуационные задачи
  • Перечень практических навыков

КАТАЛОГ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН
Каталог элективных дисциплин (КЭД) - перечень всех учебных дисциплин, входящих в компонент по выбору. Для лучшей ориентации обучающихся в выборе дисциплин в данном каталоге целесообразно отражать альтернативность учебных дисциплин.

Перечень дисциплин по выбору и соответствующие минимальные объемы часов/недель устанавливаются организациями медицинского вуза самостоятельно. Дисциплины компонента по выбору предполагают углубленное изучение отдельных разделов в соответствии со специальностью. Компоненты по выбору должны соответствовать направлению обучения и быть логически связанными как с профилирующими дисциплинами, так и между собой. Организация образования вуза составляет рабочий учебный план на период обучения, в котором указывает направление и соответствующие компоненты по выбору.
Вносить в учебный план изменения можно за счет компонента по выбору, в объеме, предусмотренном на эту форму подготовки.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ИНТЕРНА
Деканат (отдел) интернатуры готовит и выдает каждому интерну в начале учебного года на весь период обучения индивидуальный план интерна, где указаны названия модулей и дисциплин, входящих в модуль, а также профилирующих и элективных дисциплин, с указанием объема учебных часов, даты и места проведения практических занятий. Отдел интернатуры разъясняет систему обучения и осуществляет контроль за успеваемостью интерна.

Структура индивидуального плана прохождения интернатуры

  1. Интерн – Ф.И.О. 
  2. Период обучения в интернатуре 
  3. Специальность

Название модуля

Дисциплины

Кафедра

Даты изучения

Дата промежуточного контроля (тестирование)

Дата итогового контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТУРЫ

Выполнение индивидуального учебного плана отражается в дневнике интерна, который должен содержать количество курируемых больных, перечень выполненных лечебных и диагностических манипуляций, дополнительные сведения о других видах деятельности.

  1. Интерн – Ф.И.О. 
  2. Кафедра 
  3. Период обучения в интернатуре (по годам) 
  4. Специальность 

Даты

Кафедра/отделение (подразделение) мед.организации

Кол-во больных

Навыки (с указанием количества манипуляций)

Подпись руководителя